посмотреть
подробнее
29.02.2024
«Инвестиция в гардероб»: правда ли вещи могут приносить прибыль или это понятие — происки маркетологов?
Автор блога о моде Post Wintour Анна Махорина разбирается, можно ли считать одежду вложением, если ты обычный потребитель, а не профессиональный ресейлер.
«Этот пиджак — отличная инвестиция в ваш гардероб!»: такую фразу вы могли не раз слышать от стилистов, блогеров или маркетологов брендов. Обычно она направлена на широкую аудиторию, не подкованную в финансовых вопросах. А потому создает путаницу в понятиях и вводит покупателей в заблуждение. Ведь, обращаясь к терминологии, инвестиции — это размещение капитала с целью получения прибыли.
Чтобы найти ответы на эти вопросы, я поговорила с людьми, которые не занимаются профессиональным ресейлом, но которым удалось заработать на продаже своих вещей. А также с экспертами фэшн-рынка, которые разбираются в ресейле кроссовок, сумок и курток. И узнала у финансового консультанта, можно ли пользоваться экономической терминологией в отношении обычной одежды.
Исходя из этого, правда ли одежду можно назвать инвестицией? На каких вещах действительно получится заработать? И можно ли использовать понятие «инвестиция» в отрыве от материальной выгоды — когда мы, к примеру, инвестируем в «хорошее настроение» или «себя любимую»?
«Купила ботильоны за 27 000 рублей, походила в них и продала за 45 000»
Истории частных продавцов о вещах, на продаже которых им реально удалось заработать.
В 2021 году я купила замшевые ботильоны Tabi Maison Margiela за 27 000 рублей на платформе с классными скидками Outnet. Еще примерно пару тысяч рублей отдала за таможенный сбор. Какое-то время носила их, но затем решила продать, так как у меня уже было три пары Tabi, и четвертая оказалась лишней. Я выложила пару на Oskelly и «Авито», в итоге их купили на второй площадке за 45 000 рублей. Судя по тому, как быстро откликнулись на объявление, я назначила довольно низкую цену.
Вещи-инвестиции сейчас на пике популярности: я имею в виду те, у которых есть реальный инвестиционный потенциал. Предположу, что уверенный рост ресейл-сегмента играет в этом тренде не последнюю роль. Сумки Hermès теперь в каждом первом аккаунте инфлюенсера, да и Chanel мелькает не реже. Как и знаковые коллекции домов высокого ювелирного искусства. Лично мне интересно, лопнет ли этот пузырь. Или желающие и, главное, способные приобрести Birkin никогда не закончатся?
Полина Гершанова, графический дизайнер
Как-то я купила на «Авито» новые сандалии Gianvito Rossi за 7000 рублей: их стоимость в магазине больше 50 000 рублей. Это точно был оригинал, так как я знакома с обувью бренда. Босоножки мне не подошли, и я выставила их за 10 000 рублей на том же «Авито». В первый же день начался активный торг: в итоге одна покупательница сразу перевела мне на карту 15 000 рублей, чтобы выкупить их первой. Еще был случай с шапкой российского бренда Azalie: я выхватила последнюю на сайте, так как эта популярная модель была постоянно sold out. Шапка на меня не села, и я продала ее дороже на 20-30%.
Конечно, не любую вещь можно назвать инвестицией. Я бы советовала вкладываться в классику. Chanel, Louis Vuitton, Dior, Cartier с каждым годом только дорожают. Сюда же можно отнести коллаборации люксовых марок. А сезонные тренды и яркие акценты — не то, во что стоит инвестировать.
Диана Енгибарян, архитектор
У меня есть сумки-«инвестиции». И, скорее всего, я никогда их не продам. Например, больше 10 лет назад я покупала в бутике на Столешниковом знаменитую сумку Louis Vuitton Neverfull за 25 000 рублей. Сейчас она стоит уже в районе €2000. Также у меня есть сумка Evelyne Hermès: покупала ее в бутике примерно за €1600 при «старом» курсе рубля. Сейчас ее стоимость около €3600. А мой браслет Cartier Love подорожал минимум в два раза. (Темпы роста цен у люксовых марок можно посмотреть здесь — прим. ред.).
Я с выгодой продал на «Авито» куртку GJO.E и кроссовки Nike х Acronym. Куртку носил четыре года, потом она стала мне мала. Сейчас ценник на вещи бренда значительно вырос, да и модель бы интересная и редкая, такую больше не выпускали. Кроссовки покупал зимой и думал начать носить по теплу, но понял, что не вижу себя в них. Хотя до сих пор страшно нравится, как они выглядят.
Для меня почти вся одежда, обувь и украшения — это инвестиция во что-то. Иногда я действительно понимаю, что относив вещь какое-то время, я смогу продать ее если не дороже, то как минимум за цену покупки. Иногда вещь — это способ поблагодарить или поддержать себя любимого. Иногда — инвестиция в то, чтобы закрыть какую-то потребность и несколько лет не возвращаться к ней ни головой, ни кошельком. Например, купить хорошие ботинки.
Александр Иванов, фотограф
Если говорить про бренды, которые сейчас могут стать инвестицией, то один из ярких примеров — винтажный Stone Island. Также явно обогатились те, у кого в гардеробе было много «рабочего» Carhartt: последние пару лет есть невероятный интерес аудитории к одежде в таком стиле.
Я заказала из Европы джинсы по скидке за €120 через своих знакомых. Прогадала с размером и выложила их на продажу к себе в сторис. Когда думала над ценой, обнаружила, что они из перманентной коллекции бренда и стоят €285 — за столько я их и продала. Думаю, большую роль тут сыграло еще и то, что бренд не доставляет заказы в Россию.
Сейчас вещи-инвестиции — это точно сумки Hermès. Люди продают их за очень большие деньги даже в убитом состоянии. Chanel стремится туда же, поэтому я бережно храню их сумки, которые купила еще до момента неадекватного роста цен. Сомневаюсь, что продам их в будущем, но если вдруг сумка, которую я купила за €7000, станет стоить €15 000, можно будет и задуматься.
Кристина (имя изменено), графический дизайнер
«На сумках Kelly и Birkin можно заработать от 100 до 500 процентов с первоначальной цены»
Эксперты рассказывают, какие вещи действительно можно назвать инвестицией.
Любые редкие релизы кроссовок можно рассматривать как инвестиции. В целом это работает почти так же, как с акциями: ты покупаешь пару за цену ритейла (первоначальная стоимость вещи в магазине — прим. ред.), и дальше она лежит в твоем портфеле. Чем позже захочешь продать, тем выше, скорее всего, будет цена.
Наибольшей популярностью пользуются коллабы либо редкие дропы, которые имеют ограниченный тираж. К примеру, кроссовки Nike Dog Walker, последний раз выпущенные в апреле 2019 года. Или первые «джорданы» в коллаборации с Трэвисом Скоттом. В магазине они стоили $100-150, сейчас их можно найти в перепродаже в среднем от $1200. То есть цена выросла в десять раз за четыре года — это довольно хорошая прибыль.
Миша Нечаев, сникерхед
На перепродаже можно прилично заработать. Допустим, купить 10 пар на релизе и, как минимум, удвоить потраченную сумму. А за ходовые размеры — увеличить кратно. Если говорить в среднем, то можно спокойно умножать цену на два. Ресейлеры кроссовок в Москве зарабатывали 200-400 тыс рублей в месяц — это данные до февраля 2022-го.
На ресейл-рынке курток самые ценные экземпляры — это винтажные классические модели и редкие коллаборации тиражом меньше 500 штук на мир. А также вещи каких-либо медийных персонажей — например, определенные куртки из музыкальных клипов или с каких-либо фотографий. Если говорить о конкретных брендах, то мне интересны C.P. Company, а точнее — куртки Mille Miglia, выпущенные до лета 2010 года включительно, когда бренд еще входил в концерн SPW. А также Stone Island Shadow Project и Asics. Кроме того, у меня есть куртка CP Company Leather Anniversary Mille Miglia — таких было выпущено 100 штук и в такой снимался музыкант Ноэл Галлахер в клипе своей группы Oasis.
На перепродаже можно заработать довольно много, если найти правильного клиента и продавца, который сам не знает ценности вещи, которую он продает. Вилка бесконечная — от $100 до $1000 долларов и даже выше, если попадается действительно редкая и востребованная в определенных кругах вещь.
Александр Кнутов, коллекционер курток
На рынке подержанных сумок есть уникальные модели, за которыми охотятся любительницы люкса не только в России, но и во всем мире. К ним относятся всем известные Kelly и Birkin модного дома Hermés. Вилка возможного заработка на этих сумках может варьироваться от 100 до 500 процентов. Также в качестве отличной инвестиции можно рассмотреть модель Classic Flap бренда Chanel. С 2010 года прирост в ее стоимости к сегодняшнему дню составляет почти 100%. Есть и обратные примеры — модель Sac De Jour бренда Saint Laurent сразу после выхода покупателя из бутика теряет в цене кратную сумму, не позволяя заработать на перепродаже.
Среди клиентов (ex)bags есть те, кто покупает сумку не просто для повседневного использования, но и для того, чтобы спустя время продать ее дороже. Но нам кажется более правильным приобретать сумку с целью порадовать себя покупкой, новыми эмоциями и возможностью ей пользоваться.
Арина Иванец, основательница ресейл-проекта (ex)bags
«Чтобы вещь считалась инвестицией в финансовом плане, нужно вписать ее в план финансового роста»
Финансовый консультант о вещах-инвестициях.
Термин «инвестиция» уже давно вышел за рамки финансового и в обывательском смысле обозначает покупку с целью повышения уровня жизни. Вот только это не всегда про уровень доходов, согласитесь? Можно купить вещь для настроения, но это не значит, что на этом настроении прямо или косвенно вы заработаете. Чтобы вещь считалась инвестицией в финансовом плане, нужно вписать ее в план финансового роста. Например, купить себе брендовую сумочку, чтобы ощутить принадлежность к новому уровню жизни. Или купить сумочку для похода на собеседование на новую должность или профессиональную фотосессию.
Для определения полезности инвестирования в ту или иную вещь можно воспользоваться формулой КПД вещи. Если вы купили платье за 10 000 рублей, но надели его 1 раз, то КПД вещи — 10 000 рублей. Если вы купили платье за 30 000 рублей и надевали его уже 10 раз, то КПД будет уже 3000 рублей. Выгода очевидна.
Мария Шипкова, финансовый консультант
Сейчас типов инвесторов великое множество. И часть из них действительно покупает брендовые вещи с целью заработка в будущем. Обычно это молодые амбициозные, разбирающиеся в брендах инвесторы. Но это не классический путь: большинство все же инвестирует по классике: фондовый рынок, золото, недвижимость.